Стюард, стюардесса и бортпроводник это: летный состав в гражданской авиации

Бортпроводник, стюардесса, стюард – это представители профессии в сфере гражданской авиации. Работают они на борту воздушного судна, обслуживая пассажиров. Кандидат должен быть эрудированным, вежливым, знать языки. Стюарт это профессия которая опасна и сложна.
Это рядовые сотрудники летного состава гражданской авиации, отбор и подготовка которых сопряжены с многими барьерами, а работа – с романтикой полета.
Действия всего летного состава заключается как в подготовке к полету, так и к перемещению до пункта назначения и проведению послеполетных процедур. Стать стюардом можно отучившись в Вузе, имея при этом здоровье и определенные параметры роста. В требования к стюардессам при приеме на работу, входит отсутствие судимости, знание языков, их целый список — читайте статью до конца и узнаете их. Работа стюардом в авиакомпании престижна и оплачиваема. Для кандидатов есть возрастные ограничения. Зарплата стюарда относительно высокая. Главное внимание обычно уделяется пилотам, которые этого особенно заслуживают.

Стюард – это тот сотрудник, который делает полет комфортным для пассажиров авиационного судна и безопасным.

Стюардесса, стюард и бортпроводник: кто это и чем занимаются

Обязанности бортпроводника, или стюарда практически ничем не отличаются. Понятие «стюардесса» считается менее престижным, чем бортпроводник или стюард, но все они занимаются одним делом.
Перед полетом стюарды собираются на брифинг (обычно – за 2 часа до полета), распределяют командные роли: кто-то занимается встречей, рассадкой пассажиров по местам; кто-то назначается «главным» по прогреву еды, сортировке напитков отдельной «секции» судна, выполняя также другие обязанности. Если пассажиры указывают подробную информацию о себе по желанию, сотрудниками обращается внимание на места с маленькими детьми, животными (разрешенными к перевозу правилами авиакомпании), беременными женщинами, лицами с кардиостимуляторами и иными медицинскими отклонениями, аэрофобией. Если такой информации нет, стюарды «примечают» пассажиров во время посадки или полета – на тот случай, если им внезапно понадобится помощь.
После встречи, рассадки пассажиров бортпроводники проводят инструктаж по технике безопасности – текст зачитывает главный бортпроводник, а его команда жестами акцентирует внимание на правилах.

Перед взлетом бортпроводники раздают леденцы – с той целью, чтобы снизить страх пассажиров перед полетом, избавить их от ощущения «заложенных ушей».

От стюарда требуется знание английского языка – пассажир может обратиться к нему с любым вопросом или проблемой. Представитель авиалайнера обязан сделать все от него зависящее, чтобы решить задачу, сделав полет комфортным также для англоговорящих пассажиров.

После набора высоты стюард предлагает пассажирам напитки, пищу, по соответственно принятому меню. Пассажиры бизнес-класса составляют свой заказ, а в эконом-классе все немного проще: бортпроводник идет по проходу с тележкой, на которой стоят уже разогретые блюда. Выбор небольшой: либо мясо, либо рыба.
В полете пассажиры обычно ведут себя тихо и спокойно – не обращаются за помощью к сотрудникам на борту. Иногда же сотрудникам приходится вмешаться — если это грубые нарушения общественного порядка (правил поведения на борту воздушного судна), ухудшение состояния пассажира или аэрофобия.
Это так называемые внештатные ситуации, с которыми бортпроводников учат справляться еще на курсах. Для того чтобы помочь преодолеть аэрофобию, их обучают психологическим приемам, нацеленным на расслабление, четкое разъяснение степени опасности полета. Также каждый стюард сдает обязательные экзамены по оказанию первой помощи, которой может оказаться недостаточно, тогда он может попросить коллегу или ближайшего пассажира найти медицинского работника на борту. Если его не окажется, или он будет бессилен при сложившейся ситуации, придется принять решение о срочной посадке, передав его пилотам.

Внештатные ситуации встречаются редко, но их появление не должно выбивать работу стюарда из колеи. При случае нарушения общественного порядка приходится обращаться к коллегам и пассажирам, чтобы те применили физическую силу – только так получится сохранить комфорт, безопасность для остальных пассажиров — долететь до точки назначения.

Во время полета стюарды знают, на каком этапе начнется турбулентность – тогда они проходят по салону, успокаивают пассажиров, потому что это явление вполне нормальное для полёта. Но даже при худшем сценарии они готовы к решительным и героическим действиям – в случае авиакатастрофы либо террористического захвата судна им уже известен алгоритм действий.

После посадки старший бортпроводник (дежурный) просит пассажиров не вставать с места при рулении судна по взлетно-посадочной полосе, готовится к получению команды об открытии двери. Пассажиры покидают воздушное судно, бортпроводники могут немного расслабиться: «официальная» часть их работы закончилась.

Дальше следует три сценария:

  1. При первом им не разрешают выходить из судна по правилам стороны прилета (экипаж самолёта отправляется обратно, в ближайшие часы ожидая пассажиров, сдавая контейнеры с остатками питания, отходами, выполняя приемку блюд и напитков).
  2. При втором сценарии они выходят в здание аэропорта, несколько часов проводят там: небольшой отдых, затем снова предполетная подготовка.
  3. Самый интересный, но иногда долгий сценарий – это небольшая «командировка», когда самолет остается в порту прибытия более чем на сутки до своего возвратного рейса. Сотрудники заселяются в отель, проводят свой мини-отпуск в стране прибытия.

Обязанности: что делает стюард, стюардесса

Обязанности стюарда или стюардессы включают:

  • участие в предполетном брифинге бортпроводников;
  • информирование пассажиров по интересующим их вопросам;
  • прием их на борт, помощь при поиске мест согласно билету;
  • предложение дополнительных бесплатных и платных услуг: пресса, телевидение, мультимедийная система, подключение к сети Интернет;
  • обеспечение комфорта и безопасности людей находящихся на борту до, во время и после полета;
  • приемка бортового питания, сдача контейнеров с невостребованным питанием, напитками и отходами;
  • принятие решения в экстренных ситуациях, оказание первой медицинской помощи;
  • проверка салона после выхода пассажиров нет ли в салоне забытых вещей;
  • заполнение отчетности, документации о проведенном рейсе и инцидентах.

Бортпроводник отвечает за впечатление от полученной от его авиакомпании услуги, поэтому за качеством его работы пристально следят, детально рассматривая каждую жалобу пассажиров.

Как получить профессию — что нужно чтобы стать стюардом на самолете мужчине, женщине

Устроиться на работу стюардессой (или стюардом) не получится без соответствующего образования. Чтобы начать свое обучение, нужно соответствовать некоторым параметрам:

  1. физическое и психическое здоровье, умение плавать;
  2. полное среднее образование;
  3. отсутствие судимостей – даже погашенных;
  4. возраст до 25 (в некоторых случаях – до 35 лет);
  5. отсутствие татуировок, пирсинга и шрамов на шее;
  6. военный билет (для мужчин);
  7. коммуникабельность;
  8. приятный голос и отсутствие дефектов речи;
  9. опыт работы сферы обслуживания;
  10. действующий загранпаспорт;
  11. знание разговорного английского языка.

Конкретные параметры по росту и параметрам тела устанавливаются авиакомпаниями. Если кандидат проходит по росту, но с параметрами тела возникает проблема – их всегда можно привести до нужных параметров.

Стать стюардом (стюардессой) можно после прохождения курсов в следующих учебных заведениях:

  • НОУ «Школа бортпроводника»;
  • Технический университет гражданской авиации, город Москва;
  • Университет гражданской авиации, город Санкт-Петербург;
  • Авиационно-транспортное училище имени Новикова, город Санкт-Петербург;
  • Отдельно стоит сказать о курсах учебно-тренировочных центров авиакомпаний, где самых успешных кандидатов сразу же берут на стажировку.

Плюсы и минусы профессии

В работе есть весомые плюсы:

  1. высокий уровень оплаты труда;
  2. путешествия (если это «командировочный» полет с долгой остановкой в городе прилета, можно немного отдохнуть);
  3. незаменимый навык принятия сложных решений в экстренных ситуациях;
  4. повышение навыков общения с незнакомыми людьми, знание основ психологии;
  5. выход на пенсию в 45 лет.

Есть у этой профессии и свои минусы:

  1. работа на ногах, для женщин – в обуви на каблуках, которая вызывает проблемы с сосудами через несколько лет;
  2. вылеты проходят в любое время суток: неважно, что за окном — график работы измеряется продолжительностью рейса;
  3. большая ответственность;
  4. требования к стюардессам, стюардам при приеме на должность очень строгие;
  5. в любом недочете – задержке рейса, когда пассажиры рассажены по местам, неисправной мультимедийной системе – будут винить бортпроводника;
  6. стресс во время полета вызван не аэрофобией, а постоянным напряжением, перепадами давления, сменой климата, часовых поясов;
  7. независимо от своего психологического состояния приходится всегда быть доброжелательным с пассажиром.

Где и как работать — стать стюардом в аэрофлоте

Устроиться на работу стюардессой (или стюардом) без опыта в авиакомпанию можно – сначала будет дано гордое звание «бортпроводник-стажер», а с налетом N-ого количества часов на самолете, стажер станет полноправным членом команды. Отличившиеся выпускники курсов могут устроиться в топовые авиакомпании Аэрофлот и S7 Airlines. На самолетах вся деятельность далее будет делиться по классам пассажиров, к обслуживанию которых допускают сотрудника.

Зарплата — сколько платят стюардам, стюардессам

Работа стюардом в Москве, можно сказать, отражена только на бумаге. Место вашего проживания — Москва, а очень большое количество времени Вы все же будете проводить в командировках. Не считая отпуск, конечно. Специалисты получают хороший оклад – их деятельность считается вредной для здоровья (вспомните про перепады давления). В России, как и других странах они получают свою зарплату, которая рассчитывается по нескольким параметрам:

  • вид рейса (внутренний или международный);
  • класс обслуживания пассажиров (эконом, бизнес или первый);
  • часы налета;
  • квалификация, его должность: бортпроводник или старший бортпроводник.

Зарплата на международных рейсах

Заработная плата стюарда на международном рейсе от 80 000 до 200 000 при выполнении нормы часов налета.

По России

Заработная плата специалиста работающего на внутренних рейсах, ограничена рамками от 40 до 80 тысяч рублей.

Мы в контакте: Задай вопрос - получи ответ!






Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Профессии мира
Добавить комментарий


× три = 24

  1. Ксюша

    Про тату не знала. Огорчительно. Хотела учиться и работать бортпроводником. А у меня татуировка на шее. Учусь в 10 классе, еще год осталось до окончания школы. И что теперь? Мечту под хвост? Неужели не примут?

    Ответить
    1. Маша

      Ксюша, ты бы свела тату. Значит такие правила для этой специальности. У тебя есть время. Сводят же татуировки. У моей подруги на лице белые пятна с рождения. При приеме на работу были проблемы. Ну она их замазывает хорошо. Ты замечала что стюардессы все одинаковые с небольшими различиями?

      Ответить
  2. Наталия

    Моя сестра отлетала стюардессой на международных рейсах уже пять лет и о своей профессии отзывается хорошо даже несмотря на то, что в рейсе сильно устает.С её слов, это единственная работа, о которой она получает удовольствие и где она умеет зарабатывать. Но для того, чтобы постоянно держать себя в форме, ей приходится немало над собой работать, посещать курсы, тренинги. И пока она совершенствуется, бывает так, что и в небо из-за этого не может подняться. Сестра говорит, что самое сложное в её профессии — это улыбаться даже в те моменты, когда пассажиры криком, а иногда даже оскорблениями, выражают свое недовольствие чем — либо.

    Ответить
  3. Зоя

    Слышала, что зарплату бортпроводникам начисляют только за время, которое они проводят в воздухе и если рейс по каким либо причинам задерживается, допустим, бортпроводник не получает никаких надбавок. Так ли это?

    Ответить
  4. Ника

    Это лицо компании и по этому на работу сюда берут уделяя большое внимание внешности претендента. Первым делом он должен быть молодым и иметь средний рост около 170 см. По тому что высокому проводнику будет не удобно постоянно пригибаться передвигаясь по салону, низкому стюарду будет трудновато дотянутся до верхних полок. Так как эта работа связана с постоянными вылетами, тоесть как командировками то сюда например студентам очникам попасть не возможно. А самое главное требование к стюардесе это её отменное здоровье особое внимание уделяется зрению, сердечно сосудистой с истемы, психическому состояни. Ну и самое главное , о личной жизни придётся забыть в связи постоянными выездами и вылетами.

    Ответить
  5. Ольга

    Сын хотел устроиться стюардом в летную компанию. Знание английского прекрасное, образование среднее специальное и высшее. И не взяли-не прошел медкомиссию по состоянию здоровья и не хватило 1см роста, почему-то намеряли 169 см, а был всегда 171 см.

    Ответить