Лайфхак: как стать пилотом гражданской авиации, обязанности, требования

В детстве многие хотели стать пожарными, космонавтами, летчиками. Но почему-то как то сложилось, что стать пилотом гражданской авиации сложно, хоть в России и вообще где либо. Взрослые говорили, что нужно хорошо учится и тогда, только тогда станешь — давайте разберёмся правда ли это так!  Это желание возникало, потому что профессия  летчик обрастала большим авторитетом в обществе, её представители уважались, почитались, как бесстрашные профессионалы. Слухи о заработной плате таких работников разлетались очень быстро – таким числам можно было только позавидовать. Где так же манили еще и льготы. Выучиться на пилота гражданской авиации придется в одном из училищ где готовят и учат на летчиков — читайте статью до конца и узнаете о самых знаменитых училищах в России.

Профессия пилот гражданской авиации привлекает романтиков, которые мечтают оказаться в небесной глубине, «технарей», которые любят сложные приборы, испытывают страсть к полётам. По мере того, сколько часов налетал лётчик в воздухе, он ценится как специалист, повышается его мастерство, а звания лётчиков(пилотов) гражданской авиации отражаются на плечах (в виде погон), размере заработной платы и рейсах, на которые выпускают летчика.

Если желание, посидеть за штурвалом воздушного судна никогда не возникало, то хотелось знать, насколько хороший, квалифицированный пилот управляет самолетом, на котором предстоит совершить перелёт. Эти люди проходят подготовку, которая напоминает тренировку космонавтов. Лётчиками становятся, только самые способные.

Пилот гражданской авиации

Пилот гражданской авиации: обязанности

Пилот действует строго по должностной инструкции и законов, определяющих поведение воздушных судов гражданской авиации на маршруте. В должностные обязанности входит:

  • проведение дополётного брифинга;
  • ознакомление с маршрутом следования, погодными условиями (пилоты знают о турбулентности заранее), иной информацией, необходимой для проведения полёта;
  • знать необходимый уровень топлива (не всегда нужны полные баки – они только утяжелят самолёт);
  • осмотр воздушного судна: сначала корпуса: основных узлов (проверяют их на целостность, работоспособность, отсутствие сколов, трещин, недочетов), затем – приборные панели, всё содержимое кабины;
  • обязательная проверка чемодана с картами маршрута следования (это бумажные карты, которые спасут экипаж, если электроника откажет — здесь указаны все видимые ориентиры, аэропорты, аэродромы по пути следования) и бортового самописца, который называется «Черным ящиком» (он записывает переговоры экипажа, регистрирует параметры всего полёта).

Управление воздушным судном во время полёта включает важный пункт: капитан летательного аппарата обязан знать, применять основные алгоритмы действий, для принятия решения, во время чрезвычайных ситуаций на борту. При приземлении воздушного судна в аэропорту назначения, капитан регистрирует самолёт.

Как получить профессию и как стать пилотом гражданской авиации (ГА)

Получить специальность и стать летчиком в России можно в следующих учебных заведениях:

  • МГТУ Гражданской Авиации, Москва;
  • СпБУ (ГА), Санкт-Петербург;
  • ЛТК (ГА) им. А. В. Ляпидевского, Омск;
  • Летное училище (ГА), Краснокутск;
  • Летное училище (ГА) им. Героя Советского Союза П.Ф. Еромасова, Бугурусланск;
  • Училище летчиков(ГА) им. Героя Советского Союза Г.А. Тарана, Сасово;
  • Институт (ГА) им. маршала авиации Б.П. Бугаева, Ульяновск.

Ну вот теперь Вы знаете где учиться на пилота(лётчика) гражданской авиации.

Если ВУЗ находится далеко от места жительства, у них есть филиалы по регионам России, так что пройти обучение на пилота может любой желающий.

Места, где готовят летчиков гражданской авиации, разбросаны по всей стране. Обучают пилотов в рамках специалитета 5-5,5 лет и бакалавриата 4 года.

Освоение профессии это процесс бесконечный, не достаточно просто обучиться. На воздушные линии вводятся новые летательные аппараты, меняются правила управления ими, придётся постоянно себя перепрограммировать, осваивать новую информацию.

Учебу можно сравнить с подготовкой машиниста электропоезда – студенты, кроме основных законов физики изучают техническую составляющую – работу двигателей самолета и внутренности фюзеляжа. Во время обучения стоит вплотную заняться английским, чтобы позднее стать пилотом на международных рейсах – даже со своей командой и членами экипажа (да и с пассажирами) придётся говорить на этом языке.

Пилот гражданской авиации: кто это и чем занимается

История для пилота только начинается, после обучения в училище для лётчиков. Молодому специалисту выдают сертификат, который фактически подтверждает получение базовых знаний пилотирования гражданскими воздушными судами и 150 часов налёта. Для сравнения – у пилота гражданской авиации международных рейсов более 500 часов налета, на каждом воздушном судне международного класса.

Чтобы «набрать»(налетать) часы, молодые специалисты идут в маленькие авиакомпании. Если раньше они «набирались» на промышленных вылетах (например, на кукурузниках), то сейчас приходится искать себе дополнительное место работы. Иногда, для этого приходится сменить место жительства.

Профессия пилота, совсем не похожа на ту, которая представляется в сознании, которую показывают в кино: летный состав маленьких авиакомпаний далек от идеала, а как было сказано ранее, чтобы получить допуск к работе на авиалайнере, нужно «налетать» часы на нём.

Чтобы освоится, разобраться в управлении и чувствовать себя комфортно в новой кабине, должно пройти время.

Ещё не один раз придётся переучиваться, повышать свою категорию, новые звания. Для этого, можно пройти через курсы пилотирования для пилотов гражданской авиации. Опытный лётчик, в роли старшего товарища будет учить всему, что знает по своему опыту работы на воздушных судах. А дальше всё будет зависеть от обучающегося – если он воспринимает информацию, запоминает ее хорошо, то повышение будет не за горами.

В поисках школы можно обратиться за советом к старшим товарищам – они проходили через процесс «повышения квалификации» и подскажут место недалеко от места работы, где работают хорошие, опытные инструкторы.

Если авиакомпания устроила учебное отделение – это вообще прекрасный расклад дел.

Получая специальность пилот, люди стремятся сразу же попасть на высокооплачиваемую стабильную работу, но это не так – некоторое время придётся стажироваться в других авиакомпаниях, прежде чем перейти в более крупную, где для сотрудников есть карьерные перспективы для роста.

В Москве и Московской области, есть достаточный выбор, можно найти свободные вакансии пилота гражданской авиации. Только помните, что после 5 лет без работы по специальности на работу не возьмут – таков закон. Придётся поторопиться с выбором места работы.

Есть ли женщины пилоты гражданской авиации

Женщины пилоты в России безусловно есть, но летчики сталкиваю с испытаниями: Чтобы женщине работать лётчиком в России, нужно учесть, что этот труд связан с риском для жизни, стрессом. Не каждая может решиться пойти в эту профессию. Девушек-пилотов, хотя и не много, но наравне со своими коллегами мужчинами, они ценятся и уважаются. Целеустремлённая, уверенная в себе женщина-лётчик, может стать лучше иного кандидата. Даже считается, что некоторые девушки пилоты менее подвержены истерике в сложной ситуации, могут оценить обстановку трезво и решительно, а эти качества для пилота как обязательные!

Плюсы и минусы профессии пилота гражданской авиации

К неоспоримым преимуществам профессии можно отнести:

  • стабильная высокая заработная плата;
  • «живая», разнообразная работа;
  • заграничные короткие командировки при работе на международных рейсах;
  • романтика работы;
  • возможность проявить стойкость, лидерские качества в критической ситуации;
  • рост по карьерной лестнице.

К минусам профессии относятся:

  • риск здоровья и жизни – на большой высоте организм человека испытывает тяжёлые перегрузки;
  • ответственность за экипаж, судно, пассажиров и ценный груз;
  • придется постоянно держать себя в форме, постоянно обучаться.

Требования к пилоту гражданской авиации

К требованиям, которые предъявляются к будущим лётчикам, относятся:

  1. Физическое здоровье. Не должно быть никаких отклонений, человек должен быть полностью здоров – помните, что за его спиной могут быть сотни пассажиров или какой-то очень ценный груз. Более того – он должен иметь хорошую спортивную подготовку выносливость и силовые показатели. Восприимчивость вестибулярного аппарата к потрясениям будет только приветствоваться.
    Школьные оценки, ЕГЭ и знания. Даже если ВУЗ не требует результаты экзамена по физике, будущему пилоту нужно знать много предметов, разбираться в устройстве воздушного судна, всегда помнить расположение, назначение кнопок на приборной панели.
  2. Пилот должен быть хорошо обучаемым человеком: получать, осваивать новые знания и навыки. Как пример, для набора рабочих полётов, на новом для себя летательном аппарате нужно отлетать 500 часов, а ведь даже кабины у разных самолетов отличаются, сначала придётся освоить все нюансы.
    Пилот должен сохранять спокойствие и психическую устойчивость, во время стресса. Знаете, чем пожарный отличается от обычного человека? Во время пожара они оба боятся огня, но только пожарный способен справиться со своим страхом.
  3. То же самое делает летчик: когда огромное воздушное судно теряет одну из своих систем, поддерживающих и обеспечивающих безопасность полёта, не должно быть сомнений, паники, страха, а только самообладание и действия по исправлению сложившейся ситуации. Пилотом и может стать человек возрастом от 18 до 30 лет (с 18 лет – пилот-любитель, с 21 – линейный пилот).
    Юношам может «сыграть на руку» военный билет категории А, что означает «показаний к несению воинской службы нет». Обмануть медкомиссию, пройти с вялотекущей болезнью не получится – в период обучения она проводится каждый год до 40 лет – каждые 3 года, после – каждые 2 года, избежать ее невозможно.

Если речь зашла о военном билете, то как же работают женщины-летчики гражданской авиации России? Принимают женщин-абитуриентов не все учебные заведения, но найти их можно.

Где работать

Авиакомпании испытывают дефицит летчиков, особенно хороших: они «оторвут с руками и ногами» умелого пилота. Вот только рекомендуется «доучиваться» после училища в более мелких компаниях, а после этого уже устраиваться на работу у двух лидеров российского рынка авиаперевозок – Аэрофлот и S7.

Зарплата летчика гражданской авиации

Оклады пилота напрямую зависят от налета часов за месяц, воздушного судна, ранга пилота и его должности: второй пилот, первый пилот или командир летательного аппарата. Заработная плата лётчика в России составляет от 100 тысяч рублей ежемесячно, а «Аэрофлот» в размещенной вакансии обещает командиру вознаграждение до 450 000 рублей за месяц работы.

Более того, летчикам дается 70 дней отпуска за год, а по достижении пенсионного возраста, выплачивается повышенная пенсия.

Мы в контакте: Задай вопрос - получи ответ!






Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Профессии мира
Добавить комментарий


3 × два =

  1. Сергей

    Закончил Краснокутское летное училище. Как то так получилось, что не смог подняться выше пилота на «Кукурузнике». А может и не хотел? Спокойно прожил в городе на Волге. Имею семью и троих сыновей. Командировок особо нет, аэродром рядом. По ночам не летаем, поэтому утром на работу, вечером домой. Приятель пошел дальше по карьерной лестнице, стал летать в загранку. Семья распалась, командировки не выдержала жена. Так вот немного «Мимино»))). Не знаю как лучше в этой профессии. Но я в свои 45 жизнью доволен.

    Ответить
  2. Неля

    Многие, решившие свою жизнь посвятить гражданской авиации, мечтают после училища сразу попасть работать в престижную компанию . Но для того, чтобы сразу взяли, нужно налетать определенное количество часов . И я считаю, что это правильно, ведь таким образом приобретается опыт, новые знания. Мой муж уже командиром стал, но чтобы попасть на работу в престижную авиакомпанию, ему пришлось немало полетать на Севере, потом Африка была.

    Ответить
  3. Аля

    Я девочка и сейчас учусь в девятом классе. Считаю, что физическая подготовка у меня хорошая, даже есть награды за участие в спортивных соревнованиях. А вот учусь я средне, есть тройки по математике и биологии. Есть ли у меня шанс стать пилотом гражданской авиации?

    Ответить
  4. Саша

    Аля, я советую для начала записаться в авиаклуб и там пройти теоретический курс. После теории будут обязательно экзамены. Далее — практика с инструктором. Ну и параллельно подтягивай свои знания в области математики и биологии, исправляя тем самым свои тройки.

    Ответить
  5. Саша

    После окончания училища летал на «кукурузниках «пять лет. За такое время и часы налетать и практику получить можно. Потом пошел в «Саратовские авиалинии», где проработал 12 лет. Ушел по состоянию здоровья. Но из авиации не ушел, переквалифицировался, работаю диспетчером сейчас на новом аэродроме «Гагарин». Из авиации трудно уйти, наша жизнь связана с небом, даже если ты на земле.

    Ответить
    1. admin

      Здорово!

      Ответить
  6. Игорь

    Чтобы стать хорошим пилотом гражданской авиации, нужно любить небо и полеты. Кроме того, с плохим здоровьем, в авиацию, точно не примут. Чтобы летать на Боинге, необходимо налетать определенное количество часов, на более маленьких самолетах, например, на Cessna, или АН-2.

    Ответить
  7. Александр

    В 40+ лет готовы становиться пилотами ГА и на малой (легкой) авиации летать и работать далее при огромном желании, даже инженером конструктором работаю и продолжаю работать и тянет в небо!

    Ответить